Евгений Новицкий (novitsky) wrote,
Евгений Новицкий
novitsky

Category:

Крестный путь в горах Крыма

 
Этот текст написан год назад и рассказывает о Крестном пути в Великий Пост 2006 г. от Р.Х. В этом году принять участие в Крестном пути на Ставри-Кая (он состоялся 31 марта) я не смог из-за болезни.

Крестный путь из Ялты по горной тропе совершается в Крыму в конце Великого поста уже более десяти лет. В прошлом году, к сожалению, он не состоялся: помешал природный катаклизм. Но в этот раз всё споспешествовало молящимся. Над большей частью Крымского полуострова накрапывал дождь. Сама Ялта была затянута туманом. Горная же тропа, уходящая вверх по склону Главной гряды Крымских гор, на всем протяжении была для нас солнечной.

Итак, 8 апреля, 9 часов утра. Рядом с Поляной Сказок собираются паломники из разных городов: Симферополя, Севастополя, Евпатории, Алушты. Пятеро гостей приехали даже из Николаева. И, конечно же, ялтинцы! Они, на правах хозяев, и организуют этот Путь.

Прямо над нами возвышается гряда: 1200 метров над уровнем моря. Но так высоко мы подниматься не будем. Примерно на половине расстояния до верхнего плато вперёд выдаётся скала. Если хорошо присмотреться, видно, что на ее оконечности установлен крест. Это и есть наша сегодняшняя конечная цель – Ставри-Кая, «Скала Креста».

Piccy.info - Free Image Hosting


Уже это древнее название говорит о том, что крест здесь стоял с древних времён. Разумеется, с перерывом на советскую власть… После её крушения ялтинские католики в первый раз поднялись сюда и установили крест в 1994 г. Через несколько дней мимоходящий люд свалил его вниз с обрыва. Так же обошлись и с двумя последующими крестами… А когда паломники упрямо поднялись сюда два года спустя, то увидели, что крест на скале уже стоит, поставленный кем-то другим. Это было знаком того, что перемены затрагивают не только окружающую жизнь, но и сердца людей.

Левее и немного ниже скалы видно, как из гряды вырываются потоки воды, стремительно несясь вниз. Это – Учан-Су, один из крупнейших водопадов Европы. Мимо него мы будем спускаться на обратном пути.

Ну, а пока – всё ещё впереди. Нам предстоит подъем на высоту 690 метров, 14 стояний Крестного пути и Месса на вершине скалы. В путь, который займёт целый день, отправляется 93 человека; среди нас – пятеро священников.

…Поначалу дорога лишена экзотики: идём через туристический кемпинг. После первых двух стояний, наконец, начинается Боткинская тропа, которая и приведёт нас на вершину.

Теперь мы идём по заповеднику. Радостно видеть природу, почти не замусоренную следами человеческого присутствия. Если замечаешь в траве красное пятнышко, – оно оказывается ягодой, а не конфетным фантиком. Негромко переговариваемся друг с другом, радуясь солнцу и окружающей нас природе…

– Стояние третье. Иисус падает под крестом.

Обжигает мысль: мы не на экскурсии здесь. Господи, пусть этот путь, который мы совершаем сегодня, будет во славу Твою. Давай нам силы подниматься, когда мы падаем, и снова идти за Тобой – вперёд и вверх.

…Ставри-Кая возвышается скальной громадой прямо перед нами. Вокруг – хвойный лес. Сосны уходят ввысь огромными прямыми колоннами, и кажется, что небо лежит на их вершинах куполом вселенского Храма. Светит солнце, и птица поют осанну Создавшему их. Воздух чист – это особенно чувствуешь, вырвавшись из большого города.

Один из паломников – астматик; он глубоко и свободно дышит, порозовел лицом, улыбается. Впереди него идёт женщина, у которой вместо рюкзачка – довольно тяжёлая сумка. Мужчина подходит и берёт сумку у неё из рук…

– Стояние пятое. Симон Киринеянин помогает Христу нести крест.

…Тропа сворачивает влево, плавно начинает подниматься вверх. Разговоры уже стихли сами собой. Несколько девушек тихо запевают гимн, посвящённый Марии.

Недавно мы перешагнули через небольшой ручей. Теперь же слева от нас, внизу, под крутым склоном, весело пенится горная речка. Приходится внимательно смотреть по ноги: время от времени под ногами оказывается вода – наверное, это из-за каких-то маленьких ручейков, стекающих к реке. Вот и мост через неё, а рядом с ним – водопад (он называется Яузлар). Он красивый, хотя и маленький. Большой у нас – впереди.

Все немного устали. Виден пот на лицах…

– Стояние шестое. Вероника отирает платом лицо Иисуса.

Преклоняем колени на камнях, устилающих тропу.

Отец Юрий: – Святая Вероника отёрла лицо Спасителя, а Он – отирает, омывает чистой водой благодати наши грехи.

…Привал – на исповедь. Священники сидят на камнях невдалеке от шумящего водопада. Те, кто уже исповедовался или ждёт своей очереди, подходят к каскаду, набирают воду в стаканчики или ладони, пьют. Вода чистая и вкусная.

Пора продолжать путь. На ходу очень важно не забывать придерживать ветки кустов и деревьев, которые нависают над тропой, – чтобы, качнувшись, они не ударили того, кто идёт сзади. В воздухе растворено благоухание ароматной смолы. Это крымский можжевельник – редкое, реликтовое дерево – совершает своё каждение.

…Вскоре после привала начинается собственно подъём. Шутки кончились. Тропа, забирая всё выше, серпантином петляет по склону – и кажется, что конца поворотам не будет. Бросаю взгляд то в одну сторону, вниз по склону, то в другую, вверх, – и там, и там вижу нашу же колонну на очередном витке. Один раз поднимаю глаза ещё выше. Что это? Верхнее плато гряды кажется очень близким. Неужели мы уже поднялись так высоко?..

Последние витки даются мне с большим трудом. Плоть, таких ли удовольствий ты желала в своих капризах и прихотях? Терпи. Ощущаю на собственной шкуре, что физическое испытание – прекрасная возможность и задуматься о своих греховных побуждениях, и отделить их от себя. Впрочем – полно, можно ли вообще назвать это испытанием? Господу – Безгрешному! – было неизмеримо тяжелей в Его крестном пути…

С площадки, на которой мы остановились, открывается вид вниз. С большой высоты виден весь склон, город, протянувшийся вдоль берега, а за ним, на много километров вдаль – море. Пытаюсь найти глазами место нашей предыдущей остановки. Оно – далеко внизу. Узнаю его только по запомнившемуся мне высокому засохшему дереву…

– Стояние восьмое.

«…Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших… Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?»

…Вот оно лежит, чуть в стороне от тропы, – дерево, рухнувшее во время одного из зимних ураганов. Огромная сосна, ещё покрытая зелёной хвоей, вывернута из земли с корнями и брошена на склон ущелья. Грозное напоминание… Что же будет с сухим?!..

– Стояние девятое. Иисус в третий раз падает под тяжестью креста.

Молимся, стоя вдоль тропы, по склону вверх. Священники и распятие – внизу. Стоящие впереди два мальчика складывают свои посохи – и с этой стороны тоже возникает образ креста Господнего.

– Кресту Твоему поклоняемся, Владыко… – поём все вместе. Скалы внимают.

Снова идём по «серпантину» – но по сравнению с предыдущим этот прост и лёгок. У детей, идущих с нами, уже не хватает терпения. Они вырываются вперед, обгоняя мужчину, несущего крест. Он, улыбаясь, восклицает им вслед:

– Пойте «Осанну»!

И правда! Так израильские дети, в радостном ликовании, входили впереди Христа в ворота Иерусалима, размахивая пальмовыми ветвями и распевая хвалу…

– Стояние десятое. Иисуса Христа обнажают.

…Немногим выше места, где стоим мы, в складках гряды кое-где до сих пор лежит снег. А наша конечная цель, Ставри-Кая – уже рядом, почти на одном уровне с нами. Теперь отчётливо виден крест, установленный на ней.

Совсем небольшой переход, спуск по лесенке из восьми расшатанных деревянных ступенек, еще несколько шагов – и всё. Перед нами скала. Если на нее подняться, то менее чем через минуту мы выйдем к кресту. Но там, наверху, слишком мало места для всех нас, и отвесные обрывы. Поэтому останавливаемся на более просторной скальной площадке.

Последние четыре стояния проходят здесь. Идти дальше некуда. Голгофа…

– Стояние одиннадцатое. Христа распинают на кресте.

«…И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…» Вот, и мы пришли на гору – чтобы хоть немного разделить со своим Спасителем Его Крестный путь.

Крест… Самая мучительная и страшная казнь. Это мы предали тебя на эту казнь – своим непослушанием, своими грехами, своей нелюбовью. А Ты – Ты всё равно любишь нас…

– Стояние четырнадцатое. Погребение Тела Иисуса Христа.

Свершилось. Земной путь Господа закончен. Наш сегодняшний крестный путь – тоже. И знамением неизбежности Воскресения звучат слова Святой Мессы.

«…Освящу великое имя Мое, … и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу...»

Стоим, расположившись на площадке и поднявшись вверх по скале. Молимся, слушаем, сопереживаем, думаем, поём. Мы – Церковь, собравшаяся здесь вокруг своих пастырей, чтобы идти за Ним – Господом и Пастырем добрым. Идти – даже до смерти, и смерти крестной. Уповая на то, что смерть уже побеждена Его смертью, и что впереди – Воскресение из мёртвых.

И Христос приходит к нам сюда, и мы, подобно ученикам, узнаём Его в преломлении Хлеба. Над крутыми горными обрывами, над простором крымского побережья и Чёрного моря совершается Причащение Святых Тайн. Встреча с Христом, Который теперь до скончания века – с нами.

Конечно же, после Мессы мы отдельными группами поднимаемся наверх, к кресту. Тихо молимся, опустившись на колени на узкой скале, между небом и далёкой землёй, до которой – сотни метров отвесных обрывов.

Вдруг замечаю внизу, на кресте надпись фломастером: «Здесь были…» Сначала ужасаюсь – вспоминаются сразу слова Христа: «Не знаете, чего просите». Но почти сразу приходит в голову мысль: какие-то безвестные, «дикие» туристы таким варварским способом, сами того не желая, сделали себя причастными тайне креста. И, может быть, с этого в их жизни начался их собственный крестный путь, который рано или поздно приведёт к Встрече?.. Потому что дивны пути Твои, Господи, и нет предела Твоему желанию привести к спасению каждого из нас.

Пора возвращаться. Расшатанную лесенку уже придерживает своим посохом – чтобы никто не споткнулся – один из паломников.

…Были ещё струйки воды, падавшие на нас с нависающего скальника, – от тающих где-то выше остатков снега. Были белые крокусы по сторонам от тропы, и другие цветы – порой растущие на отвесной скале, из небольшой трещины. И водопад Учан-Су, к которому мы вышли со стороны гор и видели его сначала горным потоком, с шумом кипящим на порогах, набирающим скорость, чтобы потом рухнуть вниз почти со стометровой высоты… И это был – путь домой.

«…И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем…»

Аминь.

9 апреля 2006 г.
 
Tags: portfolio, ИХТУС, Крым, календарь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments